Условия повышения умственной работоспособности учащихся
Ж. Ф. Ильченко, методист высшей категории
управления мониторинга качества образования
Национального института образования
Высокая умственная работоспособность влияет не только на успеваемость и обучаемость, но и помогает сохранить здоровье учащихся. Создание необходимых условий, способствующих повышению умственной работоспособности школьников, является одной из приоритетных задач образовательного процесса.
Российские исследователи указывают на наличие трех уровней умственной работоспособности учащихся.
Высокий уровень характеризуется длительной продуктивной деятельностью. Ученик вынослив, способен к длительным нагрузкам. В деятельность он включается сразу, ему не требуется время для подготовки к выполнению учебных заданий. Напряженная умственная работа приносит учащемуся не только успех, но и удовлетворение. Объем выполненных заданий за единицу времени по сравнению с другими учениками у него более высокий, а отвлекается он минимальное количество раз.
Средний уровень умственной работоспособности характеризуется интенсивной деятельностью, которая осуществляется то лучше, то хуже. Как правило, если учебная деятельность организована занимательно, учащиеся работают продуктивнее. Но как только интерес падает, сразу снижаются произвольные процессы, школьники занимаются вполсилы, включаются не сразу, теряют время, ждут распоряжений. В старшем возрасте умственная деятельность может поддерживаться путем волевых усилий, высокого уровня саморегуляции.
Низкий уровень умственной работоспособности проявляется в медленной врабатываемости, низком темпе выполнения заданий и недостаточной продуктивности. Снижается активность мозговых структур, отвечающих за энергетическое обеспечение психической деятельности. Если у старшеклассников эта активность может поддерживаться за счет волевых усилий, то у младших школьников не все процессы сформированы в достаточной степени. Ученик начинает черкать на бумаге, разговаривать, отвлекаться. Благодаря такому своеобразному отдыху осуществляется энергетическая подпитка мозга. При наличии жесткой дисциплины компенсация становится невозможной, возрастает вероятность развития утомления. Для учащихся с низким уровнем умственной работоспособности характерны нестабильность внимания, трудности со включением в деятельность, запоминанием и воспроизведением учебного материала, утомляемость [5].
На развитие умственной работоспособности оказывают влияние внутренние и внешние факторы, способствующие как ее повышению, так и понижению. К внутренним факторам относятся: генетические, состояние здоровья, нарушения развития в раннем периоде, сформированность высших психических функций и др. К внешним – социокультурные, экологические, психолого-педагогические условия. В рамках психолого-педагогического фактора рассматриваются психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса.
Необходимым условием сохранения умственной работоспособности на оптимальном уровне является учет ее динамики в процессе проведения учебного занятия. Закономерности динамики умственной работоспособности проявляются в том, что в начале учебного занятия у учащихся происходит врабатывание, затем наступает период устойчивой работоспособности и постепенное ее снижение, приводящее к утомлению.
Период врабатывания характеризуется организацией произвольного внимания, напряжением. На этом этапе работоспособность невысокая, неустойчивая.
Этап устойчивой работоспособности проявляется в концентрации внимания, сосредоточенности, продуктивности мышления. Он сменяется периодом компенсаторной перестройки, который характеризуется снижением внимания, темпа деятельности, отвлечениями на занятии.
После этого наступает утомление. Первыми его признаками являются двигательное беспокойство, изменение почерка, повышенное количество ошибок, снижение темпа работы, а также ее качества. Утомление носит временный характер и проходит при смене видов деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в ходе учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутки, которые снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение и позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой [2].
Увеличению периода устойчивой работоспособности способствует рациональная организация учебного занятия. Педагогу в процессе проведения учебного занятия необходимо учитывать, что в среднем врабатывание происходит в течение 3–5 мин. Время зависит от возраста, состояния здоровья, самочувствия, индивидуально-типологических особенностей учащихся, функциональной зрелости организма. Врабатывание удлиняется у медлительных или ослабленных учащихся в 1,5–2 раза, сокращение данного периода приводит к эмоциональному напряжению, повышению тревожности у учеников.
Функциональная зрелость влияет на продолжительность устойчивой работоспособности, высокую концентрацию внимания, отсутствие отвлечений. При рациональной организации учебного занятия продолжительность устойчивой работоспособности у младших школьников длится около 10–15 мин, у старшеклассников – 25–30 мин, затем происходит ее снижение. Если педагогические условия не соответствуют функциональным особенностям организма, то сокращается период устойчивой работоспособности, быстрее наступает утомление [2].
Одним из необходимых условий рациональной организации учебного занятия является чередование различных видов деятельности [3]. Для поддержания умственной работоспособности на оптимальном уровне необходимо переключать внимание учащихся с одного вида деятельности на другой, например переходить с чтения на письмо и др. Педагогу также следует учитывать, что частые смены видов учебной деятельности требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий, что способствует росту утомляемости и снижению умственной работоспособности. Чередование различных видов учебной деятельности должно происходить не чаще чем через 10 минут.
Необходимо учитывать, что монотонность и однообразие также приводят к снижению умственной работоспособности и появлению утомления.
При проведении учебного занятия учителю необходимо учитывать, что громкая речь вызывает возбуждение центральной нервной системы, учащиеся начинают повышать голос, что приводит к появлению шума и нарушению дисциплины. Этот фактор также вызывает состояние усталости вплоть до появления головной боли. Поэтому в процессе проведения учебного занятия педагогу необходимо контролировать громкость своей речи.
Для поддержания умственной работоспособности на оптимальном уровне нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся. В частности, функциональную асимметрию полушарий головного мозга.
Многие ученые полагают, что современная система образования ориентирована на развитие у учеников знаково-символической функции мышления и недостаточно учитывает и использует возможности правополушарной (наглядно-образной) деятельности, доминирующей прежде всего у детей младшего возраста.
Как пишет российский исследователь H. H. Трауготт, «надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации» [7].
Ученые считают, что если в процессе обучения, особенно в младшем возрасте, опираться на образность, эмоциональность при подаче материала, то можно снизить утомляемость и повысить продуктивность левого полушария, тем самым восстановить нормальный физиологический баланс в работе головного мозга.
Чтобы определить, какое полушарие (левое или правое) доминирует, можно использовать тест И. П. Павлова. По определению ученого, существуют три типа высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний. Для их выявления учащимся предлагается распределить девять карточек на три группы так, чтобы группа характеризовалась общим признаком. На каждой карточке написано одно слово, например: «карась», «шерсть», «орел», «бегать», «овца», «перья», «чешуя», «летать», «плавать». В результате группировки карточек возможны три варианта ответов.
1 вариант:
1 группа карточек: карась, плавать, чешуя;
2 группа карточек: орел, летать, перья;
3 группа карточек: овца, бегать, шерсть.
Предметы объединены по функциональным признакам, преобладают первая сигнальная система, образное мышление, доминирует правое полушарие.
2 вариант:
1 группа карточек: карась, орел, овца;
2 группа карточек: бегать, плавать, летать;
3 группа карточек: шерсть, перья, чешуя.
В предметах выделены общие существенные признаки, преобладают вторая сигнальная система, логическое мышление, доминирует левое полушарие.
3 вариант:
одновременное выполнение первого и второго вариантов теста, это смешанный тип [7].
Для оптимальной работы преобладающего полушария головного мозга можно организовать деятельность учащихся в малых группах с учетом индивидуального стиля мышления. Работая в парах, ученик с правополушарным типом мышления может показать такие стратегии обучения, как применение схем, привлечение данных из контекста, определение сути. Левополушарный обратит внимание на выделение нужных деталей, различий, создание категорий.
В процессе проведения учебного занятия методы и приемы для учащихся, у которых доминирует левое полушарие, должны опираться на анализ, поиск различий, индукцию, усвоение правил и грамматических конструкций и др. Для учеников с правополушарным типом мышления – на образность, оперирование пространственными связями, дедукцию, синтез.
С целью поддержания работоспособности учащихся, у которых доминирует левое полушарие, желательно предлагать им такие задания, как решение задач письменно, тесты или вопросы закрытого типа. Для учеников с правополушарным типом мышления предпочтительны открытые вопросы – так ребенок сможет проявить творческие способности. Выполнение творческих заданий требует меньше психофизиологических затрат и не приводит к утомлению [6].
Учитывать индивидуальные психофизиологические особенности необходимо и при рассадке учащихся. Ученики с правополушарным типом мышления в процессе мышления отводят глаза влево, поэтому желательно посадить учащегося так, чтобы доска и учитель находились слева от него. С левополушарным ребенком все наоборот [7].
Для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне необходимо обратить внимание на индивидуально-типологические свойства нервной системы (сила-слабость), так как они рассматриваются как стабильные, неизменные характеристики высшей нервной деятельности [1].
Учет индивидуально-физиологических особенностей учащихся, психофизиологических основ организации учебного процесса поможет продлить время устойчивой умственной работоспособности учеников. Как показывают результаты исследований, учащиеся, обучающиеся по программам, разработанным с учетом психофизиологических особенностей, имеют не только хорошее интеллектуальное развитие, но и высокую умственную работоспособность.
Список использованных источников
- Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция : учеб. пособие / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – С. 160.
- Безруких, М. М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса / М. М. Безруких // Пед. ун-т «Первое сентября». – 2005. – № 21.
- Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход) : метод. рекомендации, 12 июня 2006 г. // Зб. нармат. дак. – Минск, 2006. – С. 54–111.
- Михайлова, О. П. Оптимизация умственной работоспособности детей младшего школьного возраста / О. П. Михайлова. – Чита : ЗабГПУ, 2005. – С. 133.
- Михайлова, О. П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / О. П. Михайлова. – Чита, 2007. – Л. 198.
- Сиротюк, А. Л. Природосообразность обучения: дифференцированный или холистический подходы/ А. Л. Сиротюк // Нар. образование. – 2005. – № 1. – С. 117–123.
- Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. – М. : Творческий центр, 2003. – С. 282.
Виртуальная площадка для общения и профессионального взаимодействия педагогов, которые хотели бы не только регулярно знакомиться с опытом работы своих коллег, но и делиться собственными разработками, наблюдениями
Приглашаем на очередной вебинар от школы Стембридж «Аттестация учащихся: вызовы и возможности при дистанционном обучении». Пятница 8 мая в 16.00.
Спикеры:
- Павел Махинов – завуч средней школы Стембридж, преподаватель истории.
- Елена Савко – преподаватель социо-гуманитарного цикла дисциплин, автор научных публикаций.
- Ольга Казакевич - преподаватель русского языка и литературы, автор методических публикаций.
Коллеги поговорят о видах и способах оценивания и аттестации учащихся при дистанционном формате обучения, а также о том:
* Почему не нужно бояться аттестации при ДО?
* Как в ДО проверить, что усвоили учащиеся?
* Как убедиться, что оценка справедливая и объективная?
* Какие есть особенности оценивания в дистансе и как их повернуть к себе лицом?
Разберут реальные кейсы и примеры от учителей школы Стембридж для педагогического вдохновения!
Вебинары по дистанционному обучению идут весь май по вторникам и пятницам в 16.00. Расписание и регистрация по ссылке https://forms.gle/AHU8ZAW8ACaUM5XN6
http://academy.edu.by/meropriyatia/webinar.html