Учебная программа занятий объединения по интересам
«Правила в моей жизни»
для IV классов учреждений общего среднего образования
Пояснительная записка
<o:p> </o:p>Объединение по интересам «Правила в моей жизни» очень актуально. Особую значимость сегодня приобретает нравственно-правовое воспитание учащихся, поскольку от его эффективности во многом зависит результативность подготовки ответственного гражданина страны.
Целесообразность ознакомления с моральными и правовыми нормами школьников объясняется их сензитивностью к усвоению социальных норм и формированию социально-значимых личностных качеств. Программа объединений по интересам «Правила в моей жизни» направлена на создание условий для освоения учащимися базовых общечеловеческих ценностей, способствующих формированию ответственности за свою жизнь и здоровье, чувства собственного достоинства, уважения к закону, правам и свободам других людей.
В результате знакомства с содержанием занятий объединения по интересам школьники:
узнают о роли морали и права в жизни каждого человека и расширят свои представления о базовых общечеловеческих ценностях (жизнь, здоровье, семья, безопасность, доброта, справедливость, товарищество, честность, терпимость и др.), своих правах и ответственности; у учащихся сформируется ценностное отношение к нравственно-правовым нормам;
приобретут опыт бесконфликтного взаимодействия друг с другом и окружающими, а также получат опыт применения рассматриваемых нравственно-правовых норм при выборе способов собственного поведения.
Цель программы – создание условий для формирования у школьников основ нравственно-правовой культуры.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Познакомить учащихся с принятыми в обществе базовыми моральными и правовыми нормами, сформировать ценностное отношение к ним.
2. Содействовать становлению у учащихся гражданской ответственности, формированию чувства собственного достоинства, привитию уважения к закону, правам и свободам других людей.
3. Пробудить у учащихся стремление к осознанному выбору способов своего поведения, основанных на нравственно-правовой позиции.
Программа объединения по интересам «Правила в моей жизни» направлена на работу с учащимися IV классов и рассчитана на 36 учебных часов. Содержание занятий включает три основных компонента: знания нравственно-правовых норм и ценностей; умения действовать в специально организованных нравственных ситуациях; опыт эмоционально-ценностного отношения к духовным и нравственно-правовым основам жизни.
Каждая тема программы посвящена раскрытию одной из нравственно-правовых ценностей, изучение которых предусматривается на протяжении трех лет с постепенным расширением круга рассматриваемых вопросов и усилением воздействия на эмоциональную сферу детей. Подобное спиральное построение программы обеспечивает осознание учащимися значения и личностного смысла общечеловеческих ценностей, создает условия для формирования у школьников нравственных и правовых качеств, необходимых им для жизни в обществе.
Эффективность нравственно-правового воспитания младших школьников обеспечивается выполнением следующих педагогических условий:
создание в классе атмосферы физического и психического комфорта, уважения личного достоинства каждого ребенка и взрослого;
выработка правил поведения в школе и классном коллективе с
предоставлением детям возможности формулировать и свободно высказывать собственное мнение с опорой на имеющийся жизненный опыт;
обучение учащихся способам комфортного общения и конструктивного решения конфликтов, возникающих из-за противоречий между правами и интересами отдельных людей;
моделирование ситуаций, в которых каждый ребенок сможет пережить момент реализации своих прав и наступления ответственности при нарушении прав других, возникновения затруднений в пользовании своими правами
<o:p> </o:p>
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название тем |
Кол-во часов |
1. |
Вводное занятие <o:p> </o:p> |
1 |
2. |
Правила, установленные государством |
2 |
3. |
Права и желания |
2 |
4. |
Каждый человек уникален |
2 |
5. |
Право человека быть самим собой |
2 |
6. |
Здоровый образ жизни |
2 |
7. |
Здоровье и эмоции |
2 |
8. |
Мой дом – моя семья |
1 |
9. |
Традиции моей семьи |
1 |
10. |
Хочу быть образованным и культурным |
2 |
11. |
Путь в страну равноправия |
2 |
12 |
Человек среди людей |
2 |
13. |
Ребёнок и его друзья |
2 |
14. |
Агрессия и конфликт |
<o:p> 2</o:p> |
15. |
Труд человека кормит, а лень портит |
2 |
16. |
Сам отдыхай, а другому не мешай |
2 |
17. |
Береги честь смолоду |
2 |
18. |
Правила, достойные уважения |
2 |
19 |
Закон вокруг и внутри нас |
2 |
20 |
Заключительное занятие |
1 |
ИТОГО |
36 |
<o:p> </o:p>
1. Вводное занятие (1 ч.)
Информация о содержании занятий.
2. Правила, установленные государством (2 ч.)
Правила, установленные государством. Что такое «закон». Кто принимает законы. Конституция Республики Беларусь – основной закон страны.
Конвенция ООН и Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».
Школьные законы и законы класса.
3. Права и желания (2 ч.)
Потребности ребенка, его права и желания. Витальные потребности ребенка и взрослого: еда, питье, отдых, движение.
Права ребенка и права человека.
4. Каждый человек – уникален (2 ч.)
Представление о личностных ценностях и уникальности каждого человека. Ответственность ребенка за свою жизнь.
Как найти ребенку свое место в жизни.
5. Право человека быть самим собой (2 ч.)
Уважение и требовательность ребенка к себе.
Посягательство на доброе имя, честь и достоинство. Клевета. Как ребенку защитить свое честное имя.
Уважительное отношение к личным бумагам и документам учителя и одноклассников. Запрет на вскрытие личных писем и разглашение информации о личной жизни другого человека без его согласия.
6. Здоровый образ жизни (2 ч.)
Ценность здоровья и здорового образа жизни для каждого человека. Секреты здоровья.
Привычки и здоровье. Влияние вредных привычек на здоровье человека. Ответственность каждого человека за свое здоровье.
Гигиена пользования детьми компьютером, телевизором и мобильным телефоном. Компьютерные игры и здоровье.
7. Здоровье и эмоции (2 ч.)
Факторы, определяющие здоровье человека. Представление о внутреннем мире человека. Положительные и отрицательные эмоции, их влияние на здоровье.
Способы смирения раздражения и гнева, прощения обид. Как вести себя с человеком, который находится в сильном раздражении.
8. Мой дом – моя семья (1 ч.)
Значение родного дома в жизни человека. Представление детей о счастливой семье. Сундучок семейных альбомов и реликвий.
Родители и дети: почему они иногда не могут понять друг друга.
9. Традиции моей семьи (1 ч.)
Любовь и доверие друг к другу – основа семьи. История моей семьи: как познакомились мои бабушки и дедушки, мама и папа. Самые добрые и интересные традиции моей семьи. Взаимопомощь и взаимоответственность родных людей.
Забота о домашних животных.
10. Хочу быть образованным и культурным (2 ч.)
Что такое информация. Право на доступ к информации, соответствующей развитию и возрасту. Информация, приносящая вред развитию и здоровью ребенка. Информационная безопасность и безопасность в сети Интернет.
Пути и способы получения дополнительных знаний.
11. Путь в страну равноправия (2 ч.)
Возможно ли всеобщее равенство людей? Равенство «возможностей» и равенство перед законом.
Ответственность государства за соблюдение прав ребенка.
Справедливое неравенство (особое отношение, забота о слабых и беззащитных: инвалидах, маленьких детях, пожилых людях).
12. Человек среди людей (2 ч.)
Коммуникативные навыки: речевое общение, использование мимики и жестов во время контактов для эффективного взаимодействия с людьми.
Бескорыстное отношение к окружающим.
Выбор примера для подражания. Осознанное отношение к идеалу. Положительное и отрицательное влияние рекламы и кумиров.
13. Ребенок и его друзья (2 ч.)
Ценность дружбы и друзей. Знаки внимания, их проявление и принятие. Как проявить заботу о друге. Если заболел друг …
Качества человека и поведение, которое мешает дружбе. Ссора и примирение с другом.
14. Агрессия и конфликт (2 ч.)
Конфликт и его основные признаки. Конфликтные и неконфликтные ситуации. Причины возникновения конфликта, его источники. Поведение, вызывающее агрессию или конфликт.
15. Труд человека кормит, а лень портит (2 ч.)
Зачем люди трудятся. Труд как источник благосостояния человека, его семьи, города, страны.
Обязательные трудовые дела ребенка: учебные, бытовые и по благоустройству окружающей территории. Как преодолеть «не хочу», когда что-то «нужно» сделать.
Деньги и родительский труд. Получение денег от родителей за учебу.
16. Сам отдыхай, а другому не мешай (2 ч.)
Как занять свободное время. Конфликт прав и причины его возникновения.
Внешкольный этикет: правила поведения в подъезде и во дворе. Правила поведения в лесу, поле и парке, около воды. Бережное отношение к природе.
17. Береги честь смолоду (2 ч.)
В чем состоит достоинство человека. Почему о чести судят по поступкам. Как ребенку сохранить свое достоинство? Честность как норма каждого культурного человека.
Милосердие. Оказание посильной помощи пожилым и младшим детям.
18. Правила, достойные уважения (2 ч.)
Неприемлемость насилия и жестокого обращения со всеми живущими на планете живыми существами.
Житейские ситуации, приводящие к драке или иному насилию. Основные способы выхода из конфликтов без насилия. Что такое компромисс?
19. Закон вокруг и внутри нас (2 ч.)
Последствия совершения негативных поступков и осуществления необдуманных желаний. Понятие об ответственности и способах её формирования. Ответственность детей за совершенные поступки.
Правонарушение и преступление. Кража и ее последствия для ребенка и окружающих. Как ребенку удержаться от кражи?
Ответственность детей за совершенные правонарушения и преступления. Право ребенка на ошибку.
16. Заключительное занятие (5 ч.)
Интеллектуальный марафон «Азбука права и морали»: заполнение кроссвордов и продолжение пословиц (поговорок, афоризмов) на нравственно-правовую тематику; выбор ситуаций (из списка), в которых нарушаются права ребенка; выбор из приведенного списка сказочных героев: добрых или злых, честных или лживых, трудолюбивых или ленивых, бережливых или неаккуратных и т.д.
Ожидаемые результаты
В процессе освоения содержания программы учащиеся получат представления:
о правилах поведения в общественных местах и дома;
об обеспечении личной безопасности и соблюдении хороших манер при общении с незнакомыми людьми в различных обстоятельствах;
об основных нравственно-правовых нормах, ценностях и понятиях: жизнь, равноправие, честь и достоинство, милосердие, Конвенция, Конституция и закон, правонарушение и преступление и т.д.
Смогут научиться:
руководствоваться в повседневной жизни основными правилами поведения и личной безопасности;
осуществлять выбор поведения на основе нравственно-правовых ценностей;
налаживать добрые взаимоотношения с окружающими людьми;
находить конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций;
предвидеть последствия совершения необдуманных поступков.
<o:p> </o:p>
литература для педагога
1. Азбука права: разработки занятий в начальной школе / авт.-сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 134 с.
2. Баранова, И.В., Гупта, С.Р., Фигина, Е.Н. Нравсвтенные ценности. Развивающая программа для младших школьников. Методическое пособие для учителей и психологов / И.В. Баранова, С.Р. Гупта, Е.Н. Фигина. – Москва: Генезис, 2003. – 144 с.
3. Бочарова, А.М., Бочаров, И.В. Права человека для младших школьников: Методическое пособие для учителей начальных классов / А.М. Бочарова, И.В. Бочаров. – Березники: Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2002. – 46 с.
4. Воспитание. Подготовительный класс - третий класс: Пособие / М.П. Осипова, С.И. Козлова, З.М. Панасевич и др.; Под ред. М.П. Осиповой. – Минск: Книжный дом; Экоперспектива, 2000-2004.
5. Первые шаги. Начальный курс обучения правам человека. Учебное пособие. – Москва: Издательство “Права человека”, 2003. – 216 с.
6. Петрова, В.И. и др. Азбука нравственного взросления / В.И. Петрова, Н.М. Трофимова, Т.Д. Стульник. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.
7. Право: Петербургская модель гражданско-правового образования [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. и прогр. (603 Мб). – СПб.: Гуманитарно-педагогический центр "Гражданин XXI века"; Санкт-Петербургская Избирательная комиссия; МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех", 2006. – 1 электрон. опт. диск (cd-rom).
8. Смагина, Л.И. и др. Сорок занятий по правам ребенка для детей 6-10 лет: пособие для учителей нач. кл., воспитателей / Л.И. Смагина, А.С. Чернявская, И.И. Андрончик; под ред. Л.И. Смагиной. – Минск: Изд. центр БГУ, 2005 – 196 с.
9. Смагина, Л.И. Права ребенка как педагогические ценности / Л.И. Смагина // Общие основы педагогической профессии: учебное пособие / автор-составитель И.И. Цыркун и [и др.]; под ред. Ж.Е. Завадской, Т.А. Шингерей. – Минск: БГПУ, 2006. – С. 162-182.
10. Смагина, Л.И. Права ребенка: Теория и методика. Пособие для педагогов / Л.И. Смагина. – Минск: Белорусская наука, 2001. – 156 с.
11. Чепиков, В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 189 с.
12. Чистякова М.И. Психогимнастика. Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. / М.И. Чистякова. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
<o:p> </o:p>
.
<o:p> </o:p>