Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекцииCOVID-19

Дата: 2 сентября 2020 в 17:35

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19 Разработчики: Государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» При подготовке методических рекомендаций использованы следующие материалы: ВОЗ www.who.int Роспотребнадзор стопкоронавирус.рф/info/ofdoc/rpn РУП НПЦГ www.rspch.by ГУ РЦГЭиОЗ www.rcheph.by ГУ РНПЦЭиМ www.belriem.by ГУО БелМАПО www.belmapo.by информационный портал «Здоровые люди» www.24health.by 2 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Методические рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19 ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Актуальность настоящих Методических рекомендаций обусловлена пандемией инфекции, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 (далее – инфекция COVID-19), которая отмечается в мире с начала 2020-го года. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях предотвращения распространения инфекции COVID-19 в учреждениях образования Республики Беларусь в 2020/2021 учебном году. 2. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», предусматривают комплекс мероприятий, направленных на снижение риска заболеваний инфекцией COVID-19. 3. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования во всех типах учреждений образования для детей и взрослых вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности. Отдельные положения рекомендаций могут использоваться в деятельности иных учреждений и организаций (дома ребенка, стационарные дома-интернаты для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, специализированные учебно-спортивные учреждения для детей и иные). 4. На основании положений настоящих Методических рекомендаций, указаний (решений, планов) исполнительных и распорядительных органов в каждом учреждении образования с учетом его типа, имеющихся условий и особенностей режима деятельности разрабатывается и утверждается руководителем учреждения образования «План организационных и санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекции COVID-19, действий при выявлении заболевания (заболеваний) инфекцией COVID-19». В Плане мероприятий должны быть определены ответственные за выполнение каждого конкретного мероприятия, контролирующие со 3 стороны администрации учреждения образования лица, сроки (время) выполнения мероприятия (мероприятий). Справочно: Целесообразна разработка местными исполнительными и распорядительными органами Примерных (типовых) плановмероприятий по отдельным типам учреждений образования (дошкольного, общего среднего, специального, профессиональнотехнического и среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, социально-педагогических учреждений и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на территориальном уровне. ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ 5. В период распространения инфекции COVID-19 устанавливается режим организации образовательного процесса, предусматривающий соблюдение принципов социального дистанцирования*, в том числе: ____________ * Социальное дистанцирование – комплекс немедикаментозных санитарнопротивоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционного заболевания. Цель социального дистанцирования – минимизация контакта между инфицированными и неинфицированными лицами. Принцип социального дистанцирования – человек организует свою жизнь таким образом, чтобы сократить на ¾ контакты за пределами дома и работы и на ¼ – на работе (учебе). Если население использует социальное дистанцирование, избегая посещения общественных мест и ограничивая свои передвижения, уменьшается риск распространения инфекции, происходит сдерживание распространения вируса. 5.1. разделение времени начала и окончания смен (учебных занятий, занятий, перемен); 5.2. увеличение по возможности продолжительности перемен и продолжительности пересменок, в том числе в учреждениях образования с двухсменным режимом работы, не менее чем на 5 минут, в целях проведения проветривания; 5.3. максимально возможное разобщение обучающихся при обучении, проживании, организации сна, питания, а именно: закрепление за каждым учебным классом (учебной группой) конкретного учебного помещения; рассадка обучающихся с учетом максимального разобщения; 4 ограничение (запрет) проведения лекционных и объединенных групповых учебных занятий (занятий) или их проведение с соблюдением дистанции обучающихся друг от друга не менее 1 - 1,5 м; переход, по возможности, на двухсменный режим при односменном режиме образовательного процесса; организация посещения столовой по максимально разобщенному графику, обеспечение рассаживания обучающихся в обеденном зале с соблюдением дистанции друг от друга не менее 1 - 1,5 м; организация пользования общим гардеробом по установленному разобщенному графику; максимально возможное разобщение обучающихся при организации ночного и дневного сна; недопущение совместного использования раздевалок при спортивном, танцевальном (хореографическом) залах, при плавательном бассейне обучающихся, заканчивающих занятие и пришедших на занятие (сокращение занятий, выделение дополнительных помещений для переодевания); 5.4. ограничение проведения массовых мероприятий в помещениях учреждений образования, в том числе с использованием актового, музыкального и спортивного залов, плавательного бассейна (при наличии), посещения выставок и музеев, театров и кинотеатров, других общих мероприятий, минимизация количества участников и приглашенных с обеспечением социального дистанцирования; запрет указанных мероприятий – при осложнении эпидемиологической ситуации на административной территории по решению местных исполнительных и распорядительных органов; при регистрации в учреждении образования одного и более случаев инфекции COVID-19; 5.5. обеспечение проведения массовых мероприятий (культурных, спортивных и физкультурно-оздоровительных) преимущественно на открытом воздухе; 5.6. при необходимости организация образовательного процесса обучающихся с использованием информационно-коммуникативных технологий полностью или частично (по отдельным учебным предметам, учебным дисциплинам или видам занятий) с учетом типа учреждения образования и возможностей конкретного учреждения образования; 5.7. ограничение (запрет) проведения родительских собраний и личных встреч педагогических работников с родителями (законными представителями) обучающихся – использование для общения телефонов, электронной почты и другое; 5.8. ограничение (запрет) проведения педагогических советов, советов учреждений образования, собраний работников в очном режиме с 5 общей численностью участников более 5 человек, проведение рабочих совещаний и мероприятий в формате видеоконференций (с использованием средств видеосвязи); 5.9. обеспечение работы курьерской службы и прием корреспонденции бесконтактным способом (определение специальных мест и устройств приема и выдачи) с соблюдением режима дезинфекции и физического дистанцирования; 5.10. исключение по возможности использования общих телефонов, компьютерной техники, оборудования лингафонных кабинетов (наушников), при необходимости использования – их дезинфекция до и после использования; 5.11. использование бесконтактных методов приветствия; 5.12. ограничение направления педагогических и иных работников в командировки, в том числе в страны, неблагополучные по инфекции COVID-19, в соответствии с *Перечнем стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19 (далее – Перечень); отмену рабочих поездок в неблагополучные по инфекции COVID-19 зарубежные страны работников, входящих в группы риска в соответствии с официальными рекомендациями; ____________ *Перечень стран, предусмотренный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2020 № 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19», определяется и размещается на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь (minzdrav.gov.by). 6. Принимаются меры по снижению риска (недопущению) заноса инфекции COVID-19 в учреждение образования, предусматривающие: 6.1. обеспечение ежедневного перед началом деятельности учреждения образования измерения температуры тела работников с преимущественным использованием бесконтактных термометров и с опросом о наличии признаков респираторных заболеваний – «пропускной фильтр». При оценке результатов бесконтактной термометрии следует учитывать границы нормальной температуры, принятые для разных моделей бесконтактных термометров и указанные в руководстве к прибору. При индикации повышенной температуры тела следует провести повторное измерение через 5-10 минут либо произвести измерение контактным термометром. При измерении температуры тела контактными термометрами необходимо обеспечить их обязательную дезинфекцию после каждого использования средствами дезинфекции, разрешенными к применению для этих целей Министерством здравоохранения Республики Беларусь, по 6 эффективному в отношении вирусов режиму и в соответствии с инструкцией производителя; при проведении контактной термометрии исключить применение ртутных термометров; 6.2. недопущение на учебу/работу обучающихся и работников учреждения образования с признаками респираторной инфекции (кашель, насморк, повышенная температура тела и т.д.), временную их изоляцию в медицинский изолятор с дальнейшей организацией их возвращения домой (для вызова врача) или в организацию здравоохранения; 6.3. при отсутствии медицинского изолятора определение дополнительного помещения, которое при необходимости может быть использовано для временной изоляции обучающихся и работников с признаками респираторной инфекции; 6.4. использование медицинскими и иными работниками, участвующими в проведении «пропускного фильтра», средств защиты органов дыхания, перчаток; обеспечение вышеуказанных работников средствами защиты органов дыхания, перчатками, средствами дезинфекции в виде растворов, салфеток для обработки рук с созданием запаса их в учреждении образования не менее чем на 1 месяц; использование средств защиты органов дыхания по желанию иными работниками и обучающимися в возрасте старше 14 лет; 6.5. использование масок в соответствии с рекомендованными правилами использования масок согласно приложению 1 к настоящим Методическим рекомендациям, перчаток – в соответствии с рекомендованными правилами использования перчаток согласно приложению 2 к настоящим Методическим рекомендациям; 6.6. Оборудование при входе в учреждение образования места обработки рук работниками и обучающимися старше 18 лет средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиками для кожи, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью бесконтактных дозирующих устройств), или дезинфицирующими салфетками; 6.7. своевременную изоляцию из учреждения образования обучающегося или работника, по которому поступило сообщение, что данное лицо является контактом первого уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19; 6.8. при регистрации случая (случаев) заболевания инфекцией COVID-19 организацию и введение санитарно-противоэпидемических мероприятий в соответствии с указаниями специалистов территориальных учреждений государственного санитарного надзора, оказание данным специалистам помощи в определении контактов первого и второго уровней; 7 6.9. максимально возможное ограничение посещений обучающихся родственниками в помещениях учреждения образования. 7. Принимаются меры по соблюдению личной гигиены работниками и обеспечению должного санитарного состояния помещений, предусматривающие: 7.1. создание условий для соблюдения гигиены рук работниками и обучающимися: обеспечение в местах общего пользования и при входе в обеденный зал объекта общественного питания учреждения образования наличия в умывальниках холодной и горячей проточной воды, укомплектование умывальников мылом или дозаторами с жидким мылом (с учетом возраста обучающихся), одноразовыми бумажными полотенцами (электросушилками) или индивидуальными полотенцами (дошкольный возраст); обеспечение умывальников для медицинских работников, работников объекта питания и иных работников, а также для обучающихся в возрасте старше 18 лет дополнительно дозаторами со средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиками для кожи (оптимально использование локтевых, сенсорных дозаторов) для обработки рук; обеспечение контроля и регулярной заправки дозаторов с жидким мылом и антисептиками; 7.2. мытье рук с мылом обучающимися и работниками по приходу в учреждение образования, после прогулок, занятий, в том числе на открытом воздухе, после посещения туалета, перед приемом пищи, по мере необходимости; дополнительную обработку с использованием средств дезинфекции кожных покровов/антисептика для кожи медицинскими работниками, работниками объекта питания, по желанию иными работниками и обучающимися в возрасте старше 18 лет; соблюдение правил гигиены рук согласно приложению 3 к настоящим Методическим рекомендациям; 7.3. обеспечение эффективной вентиляции помещений: осуществление в установленном порядке (не реже одного раза в 3 года) технического контроля за функционированием систем механической вентиляции с отметкой полученных результатов в паспорте на вентиляционную установку; обеспечение эффективной работы естественной вентиляции с механическим побуждением, кондиционеров и иных устройств вентиляции и кондиционирования воздуха; обеспечение исправности фрамуг, форточек и иных устройств для проветривания помещений; 8 обеспечение постоянного проветривания учебных и групповых помещений, рекреаций и иных помещений во время отсутствия обучающихся и работников, с учетом погодных условий – во время нахождения обучающихся и работников в помещениях; 7.4. обеспечение, по возможности, установки средств очищения воздуха (рециркуляторов), обеспечивающих обработку воздуха в присутствии людей, в помещениях общего пользования (объекты питания, коридоры и рекреации, гардеробы для работников и другое), помещениях медицинского назначения, помещениях с пребыванием детей раннего возраста (до 3 лет), детей с особенностями психофизического развития, в учреждениях образования с круглосуточным пребыванием детей; 7.5. обеспечение уборки помещений: проведение в течение дня по мере необходимости влажной уборки помещений с использованием моющих средств, но не реже 2 раз в день (по окончании рабочего дня или перед его началом, между сменами и другое), не реже 3 раз в день – в учреждениях образования с круглосуточным пребыванием, с пребыванием обучающихся 10,5 - 12 часов, при двухсменном режиме организации образовательного процесса; после каждого использования – обеденного, спортивного, музыкального, хореографического (танцевального), актового залов, залов лечебной физической культуры, после каждой перемены – санитарных узлов; в том числе не реже 1 раза в день (преимущественно в конце рабочего дня и в пересменку) проведение уборки с использованием средств дезинфекции, эффективных в отношении вирусов (с акцентом на дезинфекцию ручек дверей, поручней, перил, лифтовых кабин, спортивного оборудования и спортивного инвентаря, гардеробных шкафчиков, столов, стульев, компьютерных клавиатур и мышек, телефонных аппаратов, игрушек и иных контактных поверхностей); проведение дополнительно в течение дня дезинфекции дверных ручек, поручней, перил, выключателей, поверхностей столов; 7.6. использование бесконтактных методов приветствия. 8. Проводится информационно-разъяснительная работа по профилактике острых респираторных инфекций (ОРИ), в том числе инфекции COVID-19, предусматривающая: 8.1. обеспечение информирования работников учреждения образования, обучающихся старше 18 лет, родителей (законных представителей) (размещение плакатов, инфографики, памяток, листовок и др.) по следующим вопросам: 8.1.1. клинические проявления коронавирусной инфекции COVID-19 или ОРИ (повышение температуры тела до 38 - 39℃, кашель, одышка, отсутствие обоняния, мышечная и головная боль и др.); 9 8.1.2. алгоритм действий при выявлении признаков инфекции COVID-19 или ОРИ у работника, обучающегося и (или) членов его семьи в домашних условиях с акцентом на: необходимость вызова врача на дом и недопустимость самостоятельного посещения организации здравоохранения; запрет на посещение места работы при выявлении признаков инфекции COVID-19 или ОРИ; 8.1.3. соблюдение алгоритма действий при появлении признаков инфекции COVID-19 или ОРИ у работника на рабочем месте с акцентом на: необходимость своевременного предоставления работником учреждения образования информации о состоянии своего здоровья и контактах с лицами, имеющими ОРИ, в том числе инфекцию COVID-19, ответственному лицу учреждения образования; необходимость информирования ответственного лица учреждения образования для организации последующей временной изоляции и транспортировки (ухода) домой или транспортировки в организацию здравоохранения; запрет самостоятельного передвижения данного работника по учреждению образования, за исключением места временной изоляции, до принятия решения о способах транспортировки (ухода) домой или транспортировки в организацию здравоохранения; соблюдение правил гигиены рук; соблюдение принципа социального дистанцирования (не менее 1,5 м), как одной из наиболее эффективных мер профилактики; правила использования спецодежды и СИЗ, в том числе масок и перчаток, с акцентом на необходимость соблюдения режима их использования; нежелательность планирования командировок, поездок и отпусков в страны, неблагополучные по инфекции COVID-19; доведение до сведения педагогов и других заинтересованных номеров «горячих линий» («прямых телефонных линий») для вызова врача и для получения необходимых консультаций; официальные информационные ресурсы (сайты Всемирной организации здравоохранения, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Государственного учреждения «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр эпидемиологии и микробиологии», Республиканского унитарного предприятия «Научнопрактический центр гигиены»); 10 8.2. организацию постоянной ежедневной работы с обучающимися по мерам профилактики ОРИ и инфекции COVID-19, в том числе соблюдению правил гигиены рук, респираторного этикета, социальной дистанции, бесконтактного приветствия, слежения за чистотой своего рабочего места, своевременного обращения к медицинскому работнику или ответственному по учреждению лицу при появлении признаков ухудшения состояния здоровья и иное; размещение на официальных интернет-сайтах, информационных стендах учреждения образования информации с разъяснениями правил профилактики ОРИ и инфекции COVID-19, правил «респираторного этикета» и мытья рук (в том числе приведенных в приложении 2). 9. Предусматриваются меры по недопущению распространения инфекции COVID-19 через объект общественного питания учреждения образования, а именно: 9.1. проведение ежедневной по приходу на работу термометрии работников объекта питания с отметкой в журнале «Здоровье»; 9.2. обеспечение всех работников масками, перчатками и средствами дезинфекции для рук/антисептиками для кожи; 9.3. обеспечение обязательного использования работниками и дежурными по столовой обучающимися масок и перчаток при выдаче и раздаче пищи, пищевых продуктов через буфет, сервировке обеденных столов; 9.4. обеспечение своевременной влажной уборки производственных помещений с применением разрешенных для этих целей моющих средств; обеспечение обработки дезинфицирующими средствами (в дополнение к влажной уборке) мест общего пользования, дверных ручек, поручней, подносов, столов, спинок стульев (подлокотников кресел), умывальных раковин при входе в обеденный зал; 9.5. обеспечение в конце рабочего дня проведения дезинфекции рабочих поверхностей объекта общественного питания, включая торговотехнологическое оборудование; 9.6. обеспечение мытья столовой посуды преимущественно в посудомоечных машинах с применением режима обработки, обеспечивающего дезинфекцию посуды при температуре воды не ниже 65°С; организация дезинфекции посуды химическим или физическим методом в конце рабочего дня в случае ее мытья ручным способом; при использовании одноразовой посуды обеспечение ее сбора в плотно закрываемые пластиковые пакеты для дальнейшего обеззараживания в конце рабочего дня и утилизации; 9.7. организация регулярного (не реже чем каждые 2 часа) проветривания помещений; 11 9.8. недопущение скопления обучающихся и работников на линиях раздачи пищи, в очереди в кассу (целесообразно выполнить разметку на расстоянии 1- 1,5 м); 9.10. обеспечение расстановки обеденных столов на расстоянии не менее 1,5 м; 9.11. обеспечение безопасного питьевого режима обучающихся и работников. ГЛАВА 3 ОТДЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ С УЧЕТОМ ТИПА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 10. В учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования при организации подвоза обучающихся рекомендуется: 10.1. соблюдение, по возможности, при организации подвоза автотранспортом (школьными автобусами, специально оборудованным транспортом) принципа физического дистанцирования в 1 - 1,5 м (использование одним ребенком двух мест); 10.2. проведение после каждого использования (после каждого рейса) проветривания автотранспорта, влажной уборки и дезинфекции контактных поверхностей с акцентом на дверные ручки, поручни, подлокотники кресел, пряжки ремней безопасности, спинки сидений); 10.3. с целью обязательного использования обеспечение водителей автотранспорта средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки), средствами дезинфекции поверхностей и средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиками для кожи. 11. В учреждениях образования с круглосуточным пребыванием обучающихся (социально-педагогические учреждения, школы-интернаты, общежития): выделение дополнительных мест медицинского изолятора; в случае регистрации инфекции COVID-19 у проживающего (проживающих) создание условий для самоизоляции контактов первого уровня (определение изолированного от других жилого блока или группы жилых помещений с кухней и санитарным блоком), организацию контроля за соблюдением режима самоизоляции; организация контроля медицинскими работниками учреждения образования за состоянием здоровья проживающих, являющихся контактами первого уровня по инфекции COVID-19; организация для контактов первого уровня привозного горячего питания или организация доставки пищевых продуктов и создание условий для приготовления пищи; 12 обеспечение своевременной изоляции заболевшего в медицинский изолятор и, при необходимости, дальнейшей госпитализации в организацию здравоохранения. 12. В учреждениях образования с пребыванием детей дошкольного возраста, учреждениях образования с круглосуточным пребыванием детей: запрет приема детей, в том числе вновь поступающих, в группы, в которых зарегистрирован случай заболевания инфекцией COVID-19, в течение 14 дней после регистрации заболевания; запрет объединения разных групп, за исключением аварийных и иных внештатных ситуаций; увеличение общей продолжительности прогулок на открытом воздухе при благоприятных погодных условиях на 1 час 30 минут и более в день с учетом возраста воспитанников, режима работы учреждения образования. 13. В учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях: организация утреннего приема детей при благоприятных погодных условиях на открытом воздухе; проведение различных форм организации музыкальной и физкультурно-оздоровительной деятельности (праздники, развлечения) в групповых помещениях в отсутствие родителей (законных представителей) обучающихся. 14. В учреждениях среднего специального, профессиональнотехнического, высшего, дополнительного образования взрослых: увеличение периода времени, отведенного для приемов пищи. 15. В учреждениях общего среднего, специального образования: увеличение по возможности продолжительности перемен (минимальная продолжительность – не менее 15 минут), перерыва между занятиями первой и второй смен – не менее 30 минут; ограничение при возможности совместного (в одно время) с учащимися учреждения профессионально-технического или среднего специального образования реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) учащимися X - XI (XII) классов; проведение общешкольных линеек перед началом учебного года и в других случаях на открытом воздухе с соблюдением расстояния между обучающимися, работниками и родителями (законными представителями) не менее 1 - 1,5 м друг от друга, использование родителями (законными представителями) и работниками масок. 16. В учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, учреждениях высшего образования: 13 ограничение при возможности организации теоретических и практических занятий, производственного обучения, производственной практики вне учреждения образования.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.