Тема методической работы на 2019/2020 учебный год
ПЛАН ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
«УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ЦЕЛЬ: Заинтересовать педагогический коллектив в активном участии в педагогическом совете, получить информацию к проведению педагогического совета, выявить проблемы по теме и предложить пути их решения
№ П/П |
МЕРОПРИЯТИЯ |
СРОК ИСПОЛНЕНИЯ |
ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
ВЫХОД |
1. |
Заседание творческой группы по подготовке к педагогическому совету |
04.03.2020 |
Наталевич Т.С. |
План подготовки к педсовету |
2. |
Подбор литературы по теме педагогического совета |
До 07.03.2020 |
Бурканова И.Н. |
Список литературы |
3. |
Оформление тематического стенда «Подготовка к педагогическому совету» |
До 07.03.2020 |
Зябко Н.М. |
Стендовая информация |
4. |
Семинар-реклама «Оптимальные условия для организации и повышения качества образовательного процесса в моём кабинете» |
Март 2020 |
Наталевич Т.С. |
Анализ работы учебных кабинетов, выполнение плана работы на 2019/2020 учебный год |
5. |
Брейншторминг «Содержание учебного кабинета» |
30 марта |
Наталевич Т.С. |
Опреление содержания учебного кабинета |
6. |
Оформление презентаций для педагогического совета |
До 02.04.2020 |
Руководители ШМО |
Презентация |
7. |
Тимбилдинг «Положение об учебном кабинете» |
31 марта |
Наталевич Т.С. |
Определение содержания положения об учебном кабинете |
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении семинара-рекламы
«Оптимальные условия для организации
и повышения качества образовательного
процесса в моём кабинете»
ГЛАВА 1
Общие положения
1.1. Учебный кабинет (учебная мастерская) – это учебное помещение учреждения образования, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися и методическая работа по предмету.
ГЛАВА 2
Цель и задачи семинара-рекламы
2.1. Цель - повышение качества образования через дальнейшее совершенствование учебно-материальной базы и методического обеспечения учреждений общего среднего образования.
2.2. Задачи семинара-рекламы:
выявить позитивный опыт совершенствования учебной базы кабинетов в современных финансово-экономических условиях и содействовать распространению этого опыта;
повысить статус учебного кабинета как ресурсного центра учебно-методической работы по предмету;
активизировать урочную и внеурочную работу с учащимися с учетом направлений работы кабинета;
способствовать совершенствованию материально-технической базы учебных кабинетов и помещений, приведение ее в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, техники безопасности и т.п.;
мотивировать педагогов к использованию современных образовательных технологий.
ГЛАВА 3
Организация и проведение семинара-рекламы
3.1. В семинаре-рекламе принимают участие учебные кабинеты учреждения образования.
3.2. Место проведения: Государственное учреждение образования «Лошницкая средняя школа Борисовского района».
3.3. Семинар-реклама проводится в 1 этап
3.4. Разработаны критерии оценки и показателей деятельности кабинетов;
3.5. Для подведения итогов и определения победителей создается жюри. Жюри возглавляет председатель.
Жюри:
осуществляет оценку представленных материалов и результатов изучения работы учебных кабинетов в соответствии с критериями;
определяет победителей конкурса;
информирует участников о результатах участия в конкурсе.
ГЛАВА 4
Программа семинара-рекламы
Программа семинара-рекламы включает:
4.1. Соответствие кабинета требованиям санитарных норм и правил, техники безопасности:
обеспеченность кабинета ученической мебелью;
соблюдение правил расстановки и размещения мебели;
соответствие ученической мебели возрастным категориям обучающихся и требованиям СанПиН;
соблюдение требований к стеновым покрытиям (панели, обои);
состояние искусственного освещения, уровень освещенности рабочих мест обучающихся;
естественное освещение рабочих мест;
остекление и утепление окон, возможность проветривания;
состояние отопительных приборов (батарей, регистров и т.п.);
состояние электроснабжения и электроприборов,
состояние стола учителя, демонстрационного стола.
4.2. Соответствие кабинета требованиям дидактики:
обеспеченность кабинета печатными учебно-наглядными пособиями;
обеспеченность кабинета демонстрационными приборами и оборудованием;
обеспеченность кабинета лабораторным оборудованием и материалам;
обеспеченность кабинета выходом в интернет (доступ к электронным ресурсам);
обеспеченность кабинета специфичным оборудованием (станками, швейными машинками, и т.п.);
способы хранения учебно-наглядных пособий и оборудования, их классификация;
обеспечение кабинета наглядными средствами (стенды с постоянной и переменной информацией).
4.3. Творческий подход заведующего кабинетом при его презентации.
ГЛАВА 5
Направления изучения деятельности и
критерии оценки учебных кабинетов
5.1. Определены следующие направления изучения деятельности кабинетов:
соблюдение правил охраны труда;
соблюдение санитарно-гигиенических норм;
оснащение современными техническими средствами обучения;
эстетическое оформление кабинета;
учебно-методическое обеспечение;
организация работы кабинета в инновационном режиме;
организация работы кабинета во внеурочное время;
результативность работы кабинета (аналитическая справка);
источники финансирования оформления кабинета
5.2. Каждое направление оценивается в соответствии с разработанными критериями:
5.2.1. Соблюдение правил охраны труда:
соблюдение условий электробезопасности – 2 балла;
соблюдение условий пожарной безопасности – 2 балла;
наличие средств оказания первой медицинской помощи – 2 балла (специализированные кабинеты);
наличие правил поведения учащихся – 2 балла;
безопасность состояния имеющегося оборудования – 2 балла.
Максимальное количество – 10 баллов.
5.2.2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм:
состояние освещенности – 2 балла;
соблюдение чистоты помещения и мебели – 2 балла;
соблюдение режима проветривания – 2 балла;
создание условий для хранения рабочих и информационных материалов – 2 балла;
соответствие ученической мебели требованиям СанПиН – 2 балла;
соблюдение температурного режима – 2 балла
Максимальное количество – 12 баллов.
5.2.3. Эстетическое оформление кабинета:
создание единства стиля оформления кабинета – 2 балла;
организация рабочего места педагога и учащихся – 2 балла;
наличие постоянных и сменных информационных стендов (офтальмотренажеров) – 2 балла;
эстетическое состояние наглядных информационно-методических, дидактических и раздаточных материалов – 2 балла;
эстетика озеленения – 2 балла;
эстетика зашторивания окон – 2 балла;
Максимальное количество – 12 баллов.
5.2.4. Оснащение современными техническими средствами обучения:
наличие современных ТСО (телевизор, компьютер, мультиборд и т.д.) - 3 балла;
наличие автоматизированного рабочего места (АРМ) педагога, в состав которого входят персональный компьютер (ноутбук), телевизор (мультимедийный проектор, проекционная доска, интерактивная доска), принтер, сканер (многофункциональный офисный центр) – 6 баллов;
организация рационального размещения ТСО и АРМ – 1 балл.
Максимальное количество – 10 баллов.
5.2.5. Учебно-методическое обеспечение:
укомплектованность методической литературой – 2 балла;
укомплектованность учебной литературой – 2 балла;
укомплектованность справочными, информационными и подобным материалами – 2 балла;
наличие библиотеки по предмету, ее систематизация и пополнение – 2 балла;
наличие наглядных средств обучения, их систематизация – 2 балла;
наличие дидактического и раздаточного материалов; тематических, итоговых и проверочных материалов, тестов, их систематизация – 4 балла;
наличие материалов к экзаменам, олимпиадам, внеурочным, внеклассным видам деятельности по предмету и их систематизация – 4 балла;
наличие мультимедийных средств обучения (цифровых образовательных ресурсов), инновационных учебно-методических комплексов и их систематизация – 4 баллов;
наличие и использование в работе ЭСО– 4 балла.
Максимальное количество – 26 баллов.
5.2.6. Организация работы кабинета в инновационном режиме:
наличие планов уроков, методических разработок, методических рекомендаций и т.п., подтверждающих использование современных образовательных и информационных технологий – 4 баллов;
наличие материалов, отражающих работу кабинета в инновационном режиме (вовлечение кабинета в экспериментальную деятельность, внедрение здоровьесберегающих технологий и т.п.) – 6 баллов;
наличие материалов, отражающих работу кабинета по развитию ключевых компетенций учащихся – 4 баллов.
Максимальное количество –14 баллов.
5.2.7. Организация работы кабинета во внеурочное время:
наличие и содержание плана работы с учащимися, имеющими различную мотивацию (трудности в обучении, высокомотивированные) учебной деятельности, – 4 балла;
наличие материалов самостоятельной работы учащихся по выполнению проектов, работа с информационными источниками, доклады, рефераты и т.п. – 4 балла;
Максимальное количество – 8 баллов.
5.2.8. Источники финансирования оформления кабинета:
личные денежные вложения –4 балла
родительские взносы – 3 балла
школьный бюджет – 2 балла
отсутствие финансирования – 1 балл
Максимальное количество баллов – 9 баллов
5.3. Представление учебного кабинета – 6 баллов
6. Максимальное количество баллов – 107 баллов
ГЛАВА 5
Подведение итогов и награждение победителей
5.1. По результатам конкурса жюри определяет победителей, набравших наибольшее количество баллов, и двух лауреатов, а также лучших в номинациях:
- лучшее информационно-методическое обеспечение учебного кабинета;
- лучшее эстетическое оформление кабинета.
5.2. Победители награждаются дипломами учреждения образования, премируются из фонда учреждений общего среднего образования согласно Положению о размерах и порядке осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат (кроме выплат, размеры и порядок которых определён законодательствам) работникам.
5.3. Результаты конкурса и фотоматериалы победителей и лауреатов представляются на сайте учреждения образования
Тема: алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования
Цель: актуализировать алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования, через использование современных образовательных технологий, многообразие методов и форм организационной деятельности.
Целевая группа: педагоги учреждения образования
Основные этапы:
- сообщение целей семинара (метаплан)
- выяснение ожидания и потребностей группы (личная позиция ч.1)
- объединение участников в микрогруппы (семья Мюллер)
- выяснение основных проблем (сужение)
- генерация идей (мозговой штурм)
- представление полученного продукта в группах (стендовая презентация)
- подведение итогов (личная позиция ч.2)
Опорные слова и понятия: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования
Брейншторминг
<section>Интересной формой дебатирования является совещание в форме брейншторминга (англ. brainstorming — мозговой штурм). Выдвинутая для решения проблема собирает аудиторию из круга осведомленных специалистов (педагогов), выступления которых ограничены во времени (2-5 минут), что связано только с самой идеей решения проблемы. Избегая взаимной критики, участники могут выступать многократно, высказывая предложения о путях и методах решения проблемы, поддерживая, дополняя высказанные предложения.
</section>- диагностируемые;
- конкретные;
- понятные;
- осознанные;
- описывающие желаемый результат;
- реальные;
- побудительные (побуждать к действию).
- создание условий для проявления познавательной деятельности учащихся, воспитания и развития их индивидуальных способностей;
- развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной культуры;
- формирование познавательного интереса к …
- развитие умения формулировать свою точку зрения и аргументировать её;
- поощрение учащихся за попытки что-то сделать.
- методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т. д.);
- метод проблемного обучения (беседа, исследовательский метод, проблемная лекция, проблемный семинар);
- методы активизации творческого мышления (мозговой штурм, эвристические беседы)
- модернизированные традиционные методы обучения;
- методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).
- первичный (предваряющий, диагностический);
- текущий (периодический, промежуточный);
- итоговый.
- Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства.
- Соотнеси собственную цель занятия с полученным результатом (проведи самоконтроль).
- Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку).
- рейтинговая система оценки качества усвоения
- кейс-метод
- портфолио (учебный портфель)
Рекомендации учителю в подготовке современного урока
- Подобрать литературу по теме.
- Подобрать учебные задания, целью которых является:
- Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
Опорная таблица анализа и конструирования учебного занятия http://academy.edu.by/files/podrazdelenia/nach%20school/opornaya%20tabl_nach%20school.pdf
Правила жизни и деятельности учителя
Правило 1. Всегда делайте то, что считаете лучшим для своих учеников. Они всегда должны быть приоритетом номер один в вашей работе. Прежде чем принимать, какое-либо решение, связанное с работой, подумайте, какую пользу это принесёт ученикам? Если вам сложно ответить на этот вопрос, то лучше пересмотрите свои текущие планы.
Правило 2. Сосредоточьтесь на установлении чётких, прочных и долгосрочных взаимоотношений со всеми, кто окружает вас в работе: учениками, коллегами, администрацией, и, конечно же, с родителями учеников. Такие прочные, устойчивые и прогнозируемые отношения в конечном итоге облегчат вашу работу.
Правило 3. Никогда не приносите свои личные проблемы в класс. Оставьте их дома. Ваши ученики никогда не должны знать,что дома вас что-то беспокоит. К сожалению, для нашего российского менталитета зачастую характерны такие откровения. Поверьте, они нам только испортят взаимоотношения с учениками.
Правило 4. Будьте открыты и проявляйте готовность к обучению в любое время. Содержание предмета, новые методические и технологические находки, психология взаимоотношений и многое другое. Постоянное самообучение — это путешествие длиною в жизнь. Ни в коем случае не останавливаться, даже когда вы работаете в школе уже много лет.
Правило 5. Всегда будьте честными и последовательными. Ученики быстро увидят «халтуру» в отношениях с ними. Вы подорвёте свой авторитет, если будете менять свои правила поведения, взаимоотношения с учениками, находить «любимчиков».
Правило 6. Краеугольным камнем вашей успешной и комфортной работы являются родители. Поэтому вы должны приложить максимум усилий, чтобы вовлечь в процесс обучения даже самых неотзывчивых родителей, считающих, что только школа должна отвечать за качество обучения и воспитания их чада. Предоставьте различные условия для участия родителей в процессе обучения и побудите их к действиям: родительские собрания, блог или сайт класса, социальные сети, SMS-оповещения, электронные журналы, дневники и многое другое.
Правило 7. Учитель никогда не должен ставить себя в безвыходную ситуацию. Он должен всегда осознавать своё особенное положение и ответственность и никогда не позволять себе быть уязвимым. Учитель должен постоянно сохранять самообладание, защищая себя и свою репутацию. Порой это очень трудно, особенно если нет поддержки школьной или даже вышестоящей администрации.
Правило 8. Выполняйте распоряжения и соблюдайте правила, установленные администраторами школы. Необходимо понимать, что у них много обязанностей. Не уходите в себя в случае какого-то конфликта с завучем или директором школы. Выстраивайте с ними хорошие рабочие отношения.
Правило 9. Если вы пришли в новую школу, потратьте время, чтобы оперативно познакомиться с учениками. Узнайте об их пристрастиях, включите их интересы в свои уроки. И тогда вы обнаружите, что гораздо проще будет организовать процесс обучения.
Правило 10. Установите чёткие правила и процедуры с первого дня обучения. Приучите учеников отвечать за свои действия. Вам не обязательно быть диктатором, но вам нужно быть твёрдым, справедливым и последовательным. И в то же время, доверительные отношения с учениками не должны приводить к «панибратству».
Правило 11. Всегда будьте готовы слушать и слышать других, включая учеников, и учитывать их отзывы. Вы профессионально обогатитесь, если прислушаетесь к мнениям своих коллег, администрации, родителей и даже учеников. Будьте открыты и готовы принять их советы. Если вы не согласны, то без обид и перехода на личности объясните свою позицию.
Правило 12. Умейте признавать свои ошибки. Это только укрепит ваш авторитет среди учеников. Но не просто признать ошибку, а объяснить, почему вы были не правы.
Правило 13. Побольше взаимодействуйте с другими учителями. Будьте всегда готовы принять совет своего коллеги. Аналогичным образом, поделитесь своими педагогическими находками с другими учителями.
Правило 14. Найдите время вне школы для своей разрядки. У каждого учителя должны быть какие-то увлечения или интересы, которые помогут избежать не покидающего состояния пребывания в школе. Помню реакцию наших детей, когда мы с женой начинали дома обсуждать школьные проблемы: «Закрывайте ваш педсовет!»
Правило 15. Будьте всегда готовы к изменениям и адаптации к новым условиям. Обучение всегда меняется. Особенно в нашем отечественном образовании, пребывающем в стадии хронического реформирования. Но если отбросить наши недовольства, всегда есть что-то новое и лучшее, которое можно попробовать. Попытайтесь принять изменения, а не сопротивляться им.
Правило 16. Учитель должен быть гибким. Некоторые из лучших моментов в обучении рождаются спонтанно. Вы прочли интересную статью, что-то увидели у своего коллеги. Воспользуйтесь преимуществами таких внезапных озарений. Будьте готовы изменить свои планы, когда появится такая возможность.
Правило 17. Будьте самым заядлым болельщиком ваших учеников. Никогда не говорите им, что они ничего не могут и не умеют. Помогите им достичь поставленных целей, укажите правильный путь. Постоянно подталкивайте ребят в правильном направлении, если они вдруг сбиваются с пути.
Правило 18. Всегда и везде берегите своих учеников. Всегда помните о возможных угрозах и убедитесь, что ваши ученики всегда в безопасности. Это и безопасность детей в Интернете, во время экскурсий, массовых игр. Практикуйте процедуры безопасности в своем классе в любое время и не позволяйте учащимся нарушать правила поведения. Даже безобидные шалости на перемене в коридоре могут привести к трагедии.
Правило 19. Всегда будьте готовы к урокам! Подготовка к ним не обязательно гарантирует успешный урок, но ваша неподготовленность почти наверняка обеспечит провал. Учителя должен выделить себе необходимое время для подготовки качественных уроков, гарантирующих высокий результат.
Правило 20. Настройтесь на удачу! Если вам понравилась ваша работа, то ученики быстро заметят ваши горящие и добрые глаза. Они быстрее настроятся на вашу волну.
Правило 21. Никогда не ругайте, не высмеивайте и тем более не оскорбляйте ученика в присутствии сверстников. Если вам нужно призвать его к дисциплине или серьёзно поговорить, сделайте это в частном порядке в коридоре или после урока. Ваши ученики должны доверять вам и уважать вас. Соблюдение данного правила поможет вам в этом.
Правило 22. Найдите лишние минуты или даже часы для общения с учениками вне занятий. Многие учителя добровольно и безвозмездно тратят своё время на дополнительные занятия с отстающими учениками или даже группами. Ходят в походы, в кино, на спортивные соревнования. Эти, иногда ваши небольшие, усилия много значат для учеников.
Правило 23. Никогда не затягивайте проверку работ учащихся. Найти оправдание несвоевременности можно найти всегда. Вместо этого задайтесь целью проверять контрольные работы, сочинения, тесты и пр. в течение двух-трёх дней. Это не только упрощает вашу работу, но и обеспечивает более актуальную и своевременную обратную связь с учениками.
Правило 24. Всегда помните об установленных в образовательном учреждении правилах и традициях и придерживайтесь их. Если вы пришли недавно и не уверены в чем-то, лучше спросить и добиться того, чтобы ваши ученики следовали установленному порядку.
Правило 25. Возникающие в процессе работы проблемы и конфликты постарайтесь прежде всего решить сами. Ваш авторитет перед учениками конечно же вырастет, если вы не будете по каждому поводу ходить жаловаться на них к руководителям школы или вызывать родителей, звонить им.