Памятка по организации рационального питания
Из всех многочисленных условий, обеспечивающих жизнедеятельность детского организма, особое значение придается питанию.
Что же такое питание? Питание – это совокупность процессов, связанных с потреблением пищевых веществ и усвоением их в организме, благодаря чему обеспечивается нормальное функционирование организма и поддержание здоровья.
Рациональное, или правильное питание – это такой способ питания, при котором итогом этого процесса является укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний и т.п. Одним словом, рациональное питание – это здоровое питание.
Известно, что ребенок школьного возраста затрачивает в сутки более 2000 килокалорий. Здоровое питание в детском возрасте необходимо не только для образования энергии, но также служит источником тепла, способствует устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям.
Что же нужно для полноценного питания ребенка?
Прежде всего, питание должно:
- Содержать необходимые для организма вещества – белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду, в достаточных количествах и в определенных соотношениях.
- Должно быть разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения.
- Доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов.
- Достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости.
Полноценное, сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных вещи, витаминов.
Характеристика основных компонентов пищи
Белки – занимают особое значение, гак как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Недостаток белков влияет на функцию головного мозга, и на работу иммунной системы организма.
Животный белок содержит незаменимые аминокислоты и находится только в продуктах животного происхождения: молоко, сметана, творог, мясо, рыба, яйца.
Растительные белки содержатся в хлебе, крупе, овощах. В питании детей должно быть 75% белков животного происхождения и 25%-растительного.
Жир – это источник энергии, принимает участие в обмене веществ, способствует выработке иммунитета. С раннего возраста дети должны получать растительные масла, так как они богаты полиненасыщенными жирными кислотами. Недостаток приводит к снижению массы тела, возникновению кожных заболеваний, к снижению защитных сил организма от радиактивных веществ, ведет к развитию атеросклероза. 1/3 часть растительного масла должна идти в сыром виде. Лучше использовать нерафинированное растительное масло.
Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала.
Избыточное количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.
Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут идти жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.
Минеральные вещества
Полезная и разнообразная пища немыслима без минеральных веществ. Это - кальций, фосфор, магний, железо, калий, натрий. Они входят в состав всех клеток и тканей организма, участвуют в обмене веществ, активизируют ферментные вещества.
Кальций – при недостатке в организме ребенка солей кальция, фосфора и витамина D нарушается развитие костной ткани, замедляются процессы роста. Нарушение фосфорно-кальциевого обмена влечёт за собой развитие рахита, кариеса зубов, может привести к ломкости костей. Кальций и фосфор содержится в молоке и кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах бобовых и т.д.
Йод – организме человека йод необходим для построения гормонов щитовидной железы. При недостатке йода у детей наблюдается снижение умственного, физического и полового развития, интеллектуальных способностей, памяти. При значительном дефиците йода заболевания становятся более серьезными, вплоть до кретинизма. Для борьбы с возникновением йодной недостаточности необходимо использовать йодированную поваренную соль, морепродукты (морскую рыбу, морскую капусту, креветки, кальмары), грецкие орехи и другие продукты, содержащие йод.
Железо – играет огромную роль в процессах кроветворения, является составной частью гемоглобина. Наибольшее количество железа содержится в свинной и говяжьей печени, овсяной крупе, рыбе, зелени, изюме.
Минеральные вещества входят в состав продуктов питания, поэтому при рационально организованном питании нет надобности вводить их дополнительно. Из числа минеральных солей только хлорид натрия приходится добавлять в пищу, особенно растительную, так как растения бедны хлоридом натрия. Средняя ежедневная потребность детей в поваренной соли – 8-10 грамм. Разнообразное питание детей включает достаточное количество молока и молочных продуктов, фруктов, овощей, которые обеспечивают потребность растущего организма в минеральных солях при нужном их соотношении.
Витамины
В суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей. Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в процессе кулинарной обработки эти вещества в значительной мере утрачиваются. Поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.
Основные принципы рационального питания учащихся:
- Оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов). Белки должны составлять около 14%, жиры - 31% и углеводы - 55% общей калорийности рациона. Содержание незаменимых компонентов: белков животного происхождения - 60%, растительных жиров - 20% - 30% от суточной нормы.
- Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в течение дня считается четырехкратный прием, пищи с интервалом между приемами 3,5-4 часа. Ужинать желательно не позднее, чем за 3 часа до сна.
- Завтрак школьника должен составлять 20%, обед - 35% от соответствующей возрастной суточной потребности в пищевых веществах и энергии.
- Для детей шести летнего возраста и посещающих группы продленного дня в общеобразовательных школах рекомендуется трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник). При этом полдник составляет 10% суточной калорийности рациона.
Выполнение трех основных правил рационального питания: разнообразия, умеренности и правильного режима поможет сохранить здоровье ребенка.
Питание детей (рекомендации Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Профилактика коронавируса — это комплекс мер, направленный на усиление защитных функций организма в борьбе с инфекцией. Масштабная эпидемия коронавируса, которая началась в Китае в конце 2019 года, беспокоит каждого, кто заботится о своем здоровье и жизни близких. Заражение новым китайским вирусом приводит к развитию опасной пневмонии, которая может закончиться летальным исходом. Специфической вакцины и лекарства от болезни до сих пор не разработали. Чтобы избежать заражения, важно соблюдать несложные правила профилактики коронавируса.
Профилактика коронавируса у человека в 2020 году
Чтобы правильно организовать профилактические мероприятия важно знать, как распространяется возбудитель и что представляет угрозу. Первоисточником китайского вируса 2019-nCoV (COVID-2019 — официальное название) предположительно стали дикие или домашние животные. Ученые склоняются, что первое заражение произошло при контакте человека с летучей мышью. Поэтому профилактика коронавируса включает ограничение взаимодействий с чужими животными и употребления в пищу мяса диких зверей.
От человека к человеку инфекция передается воздушно-капельным и фекально-оральным путем. В большом количестве возбудитель содержится в естественных выделениях носоглотки, рвотных массах, фекалиях больного животного или человека. От того, каким путем вирус 2019-nCoV проникает в организм, зависит развитие инфекционного процесса. При воздушно-капельном заражении – больше выражены респираторные симптомы, при фекально-оральном пути передачи – желудочно-кишечные поражения.
Профилактика коронавируса нужна даже тем, кто уже переболел этим заболеванием. Дело в том, что во время болезни синтезируются антитела, но они не гарантируют защиты от повторного заражения.
Меры профилактики коронавируса у взрослых
Профилактические мероприятия у взрослых людей включают такие рекомендации:
- Поддерживайте чистоту всех поверхностей в доме и офисе, регулярно проводите влажную уборку и проветривание помещений;
- Следите за чистотой рук, для проведения гигиенических процедур используйте средства дезинфицирующего действия;
- Старайтесь не прикасаться руками к губам, глазам, слизистой оболочке носа. Делать это можно только после мытья рук. Ученые говорят, что люди неосознанно совершают такие прикосновения не менее 15 раз в час;
- Приобретите в аптеке дезинфицирующее средство с распылителем (в форме спрея) и носите его всегда с собой. Это поможет организовать профилактику коронавируса, где бы вы ни находились.
- Старайтесь готовить еду самостоятельно или есть в проверенных заведениях общественного питания. Не покупайте сомнительный фаст-фуд, особенно блюда, содержащие мясо;
- Не употребляйте пищу из одной упаковки с другими людьми (орешки, чипсы, конфеты печенье). Отдавайте предпочтение снекам и продуктам в герметичной индивидуальной упаковке. Также нельзя пить напитки из одной бутылки с другими людьми;
- Очень важно соблюдать правила профилактики коронавируса при посещении общественных мест. Особенно это касается мест скопления большого числа иностранцев. К таким местам относят аэропорты, вокзалы, общественный транспорт, спортивные арены. В таких местах лучше носить медицинскую маску или прикрывать рот и нос чистой салфеткой;
- Пока эпидемия не подавлена, старайтесь не здороваться за руку и не целоваться при встрече с малознакомыми людьми. Эти нормальные меры профилактики коронавируса не должны восприниматься окружающими, как проявление пренебрежения;
- Внимательно относитесь к чистоте поверхностей гаджетов и электроники — экран смартфона, пульты дистанционного управления, клавиатура и мышь компьютера и т.д.;
- Убедитесь, что каждый член семьи пользуется своим индивидуальным набором для гигиены – зубная щетка, полотенце, расческа, белье и т.д.
Среди мер обязательной профилактики врачи указывают ношение медицинских масок. Однако эффективность защиты маски зависит от соблюдения правил ее использования. Чтобы ограничить контакт вирусного возбудителя со слизистыми оболочками ротовой полости и носа, зазор между лицом и маской должен быть минимальным. Нельзя прикасаться к маске руками во время использования. После каждого использования, важно менять медицинские маски. Повторное использование таких средств профилактики и передача их другим людям категорически запрещены.
Меры профилактики коронавируса у детей
Главное, что нужно сделать родителям – провести беседу с детьми на тему опасности заражения и важности профилактики коронавируса. Дети школьного возраста должны понимать, насколько серьезная угроза возникает при несоблюдении правил гигиены рук и поверхностей.
К другим мерам профилактики коронавируса у детей врачи относят:
- комплексное укрепление иммунитета ребенка – полноценное питание, прием витаминов, физическая активность, закаливание;
- ограничение контактов с больными людьми;
- отказ от посещения лечебных учреждений без необходимости;
- временное ограничение посещения мест массового скопления людей.
При появлении первых признаков респираторных заболеваний у ребенка, немедленно обратитесь к врачу. Случаи заражения детей и подростков уже официально зафиксированы. Однако врачи отмечают, что летальных исходов среди детей не было. Это значит, что ключевую роль в лечении и профилактике коронавируса нужно отводить собственному иммунитету ребенка.
Препараты для профилактики коронавируса
Минздрав рекомендует три лекарственных препарата, эффективных в лечении и профилактике коронавируса. К этому списку относят:
- Рибавирин – эффективный противовирусный препарат, применяемый для лечения тяжелых инфекций респираторного спектра. Препарат выпускается в капсулах.
- Лопинавир+Ритонавир — комбинированное противовирусное средство, разработанное для борьбы с тяжелыми иммунодефицитами.
- Рекомбинантный интерферон бета-1b– препарат антипролиферативного, противовирусного и иммуномодулирующего действия.
Важно помнить, что начинать прием лекарственных препаратов для профилактики коронавируса категорически нельзя без консультации врача. Специалист проведет профессиональную оценку состояния иммунной системы и при необходимости назначит медикаментозную профилактику.
Также профилактические мероприятия в отношения источника инфекции:
- немедленная изоляция больных в специальные боксы или палаты инфекционного стационара;
- использование медицинских масок и их обязательная замена каждые 2 часа;
- транспортировка зараженных пациентов отдельным транспортом;
- использование одноразового стерильного медицинского инструментария.
При соблюдении правил профилактики коронавируса риск заражения существенно снижается. Полностью исключить вероятность развития заболевания позволит только вакцинация. Над созданием эффективной вакцины уже сегодня работают лучшие специалисты из разных стран мира.
Источник: https://coronavirus-online.ru
Профилактика нарушений зрения
Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. Чем больше мы видим, тем больше нам может предложить жизнь. Именно зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. А острота зрения, в свою очередь, зависит от того, насколько чётко оптические изображения фокусируются на сетчатке (внутренняя оболочка глазного яблока).
Несовершенство фокусирующих свойств глаза называется нарушением рефракции и измеряется в диоптриях. Роговица, хрусталик и стекловидное тело преломляют входящие в глаз лучи света и направляют их в определённую точку. Если эта точка находится перед или за сетчаткой, тогда изображение нечёткое. В первом случае это близорукость (миопия), а во втором - дальнозоркость (гиперметропия). К нарушениям рефракции также относится астигматизм и приходящая с возрастом пресбиопия.
Близорукость (миопия). По статистике миопией страдает каждый третий человек на Земле. От греческого myops –“щурящий глаза”. Люди, страдающие близорукостью, плохо видят отдалённые предметы, но хорошо - объекты, расположенные на близком расстоянии. До 18 лет причинами её развития являются быстрый физиологический рост глазного яблока в передне - заднем направлении, интенсивные зрительные нагрузки, зрительная работа на близком расстоянии (школьная миопия). Основными причинами близорукости после 20 лет могут стать перенесённые болезни глаз и вредные условия труда. Первыми признаками близорукости являются прищуривание, низкий наклон головы, стремление ребёнка сесть поближе к телевизору. При работе на близком расстоянии может возникать боль в глазах, головная боль. Прогрессирующая близорукость, если её не стабилизировать, переходит в миопическую болезнь (миопия высокой степени, больше 6 диоптрий). Последняя способствует таким заболеваниям, как отслоение сетчатки и глаукома (повышенное внутриглазное давление). Вот почему так важны уже в детском возрасте посещение офтальмолога 1-2 раза в год, профилактические мероприятия и коррекция ухудшения зрения с помощью очков и контактных линз.
Дальнозоркость (гиперметропия) — затрудненное зрительное восприятие близко расположенных предметов. В возрасте до 6-7 лет дальнозоркость присуща всем детям и обусловлена ростом глазного яблока, после - должна исчезнуть. Если этого не происходит, то можно говорить о наличие заболевания. Дети с дальнозоркостью быстро устают, плохо учатся, плохо спят, капризничают, не умеют сосредотачиваться на выполнении заданий. У взрослых гиперметропия проявляется быстрым зрительным утомлением при работе на близком расстоянии, мелкий текст начинает "расплываться", появляется желание отодвинуть лист бумаги для более четкого видения. Ранняя диагностика и назначение адекватной оптической коррекции (контактные линзы, очки) позволяют снизить риск возникновения неприятных осложнений дальнозоркости (“ленивый глаз”, косоглазие).
Астигматизм. Это особый вид оптического строения глаза. При астигматизме происходит искажение изображения на сетчатке глаза из-за неровностей роговицы и хрусталика. Астигматизм проявляется понижением зрения как вдаль, так и вблизи, снижением работоспособности, болезненными ощущениями в глазах при работе на близком расстоянии. Корригируется астигматизм специальными цилиндрическими очковыми и контактными линзами. Показаниями к его коррекции являются снижение остроты зрения, развитие и прогрессирование близорукости на фоне астигматизма, быстро нарастающее утомление глаз во время зрительной работы.
Пресбиопия. Это возрастное прогрессирующее снижение эластичности хрусталика, затрудняющее привычную ранее зрительную работу вблизи. При этом зрение вдаль остаётся сохранным. Корригируется это состояние также с помощью линз и очков. Но следует помнить, что пресбиопия не является заболеванием, ибо в её основе лежат процессы именно возрастных, а не патологических изменений в глазу.
Для всех нарушений рефракции характерная разная степень нарушения зрительных функций. Поэтому только врач-офтальмолог может определить необходимость и вид коррекции: с помощью очков, контактных линз или хирургическим методом.
Что вредно для нашего зрения?
Нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений рефракции. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях. Это такие факторы, как:
- питание, в частности недостаточность витаминов и минералов, излишнее поступление пищевых химических добавок;
- образ жизни – низкая физическая активность, курение, злоупотребление спиртными напитками, вредные условия труда на производстве;
- наследственный фактор – наследуется не плохое зрение, а физиологическая предрасположенность к нему.
- чрезмерная нагрузка на глаза - чтение в движущем транспорте, в слабо освещенном месте, в лежачем положении, многочасовое сидение за компьютером, телевизором; недостаточное освещение; неправильная посадка во время чтения, письма.
- заболевания , такие как ожирение, сахарный диабет, сколиоз, туберкулез, инфекционный гепатит, травмы головного мозга, заболевания носоглотки и полости рта (тонзиллит, гайморит, аденоиды.).
Как предупредить нарушения зрения? Начинать профилактику снижения зрительных функций надо с раннего детства и этот процесс должен быть комплексным. В два-три года, как правило, впервые проверяют остроту зрения ребенка. Посещение офтальмолога должно осуществляться ежегодно. При этом оцениваются бинокулярные функции, цветовое зрение, выявляется наличие близорукости или дальнозоркости. Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить возможные отклонения в развитии - ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, память, воображение. При выявлении патологии частота посещений офтальмолога увеличивается и зависит от выраженности изменений и рекомендуемых лечебных мероприятий. Строго выполняйте рекомендации лечащего врача.
Правильное питание: включайте в ежедневное меню цельное молоко, творог, натуральный кефир, отварную рыбу, постную говядину, курицу и индейку, морковь и свежую капусту, зелень, ягоды, фрукты и натуральные соки.
Физические на¬грузки: умеренные и регуляр¬ные, должны включать в себя хотя бы утреннюю гимнастику и ходьбу в умеренном темпе не реже 3-4 раз в неделю по 30-40 минут, а для школьников – уроки физкультуры.
Не рекомендуется: читать лежа, а также в транспорте, в положении лежа недостаточное освещение, на боку – из-за разного расстояния от глаза до текста - возможны головные боли и зрительное утомление; чтение в транспорте из-за вибрации сопровождается зрительным дискомфортом.
При искусственном освещении: настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты.
Соблюдать рациональный режим дня: сочетание учебы или работы с отдыхом и полноценным сном.
Режим труда, особенно связанного с напряжением зрения.
Неуклонно растущей проблемой для врачей-офтальмологов является нарушение зрения, связанное с длительной работой на компьютере. Но сегодня без компьютера не обходится практически ни одно предприятие и приходится приспосабливаться. Вот несколько советов для работающих за компьютером:
1) Центр монитора должен располагаться ниже горизонтальной линии взора на 10-25 см при оптимальной рабочей дистанции до монитора 50-70 см.
2) Освещение в помещении должно быть достаточным (ни в коем случае не следует работать с компьютером в темном или полутемном помещении) и равномерным. Если всё же используется дополнительное освещение - оно должно быть низкой интенсивности и не направлено в глаза и на экран.
3) Рекомендуемый угол между спинкой и сиденьем стула – чуть больше 90 градусов.
4) Не рекомендовано работать более 1 часа без перерыва и более 6 часов суммарно. Однако, учитывая современные условия труда, придерживаться данного требования невозможно. Поэтому американскими врачами-офтальмологами было предложено правило 20/20/20: пользователям рекомендовано делать 20-секундные перерывы каждые 20 минут и рассматривать при этом какой-либо предмет на расстоянии 20 фунтов(6 метров), что способствует максимальному расслаблению глазных мышц.
5) Также рекомендуется проводить короткие физкультурные паузы в течение 5 минут: перемещать взгляд вверх, вниз, прямо, влево;
6) медленно вращать глазными яблоками по часовой стрелке, против часовой стрелки; сильно зажмурить глаза, все мышцы лица и шеи напрячь. Затем часто поморгать 10-20 раз; легкими движениями нажимать пальцами рук на глазные яблоки через закрытые веки.
7) Возможно применение компьютерных очков, имеющих специальные светофильтры, оптимизируюшие спектральный состав видимого света.
8) Ношение контактных линз при работе с монитором нежелательно, т.к. это ещё больше способствует ухудшению питания роговицы и сухости глаз. Бороться с такими нежелательными проявлениями компьютерного синдрома помогают специальные увлажняющие капли, содержащие гиалуроновую кислоту.
Врач офтальмолог 3ЦРКП
https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHQxUjhzSWFYVGhXU19UNlMwaGdURUpVNmJweDZoS1cwTFloVTZvckNRQXlsX2FVMEhWMzJheG5nci1yQ3FyRTJ4UFZCSWY4NEVXdDJXM0w3bk1jMllJSVAwbWo2RmJsT3ZJU2Q2R2lzWUF5ZVp1YUxtSklFMkg&b64e=2&sign=f18f673bcac7ec4da7770b28369d90c8&keyno=17