Проведение единого Дня безопасности дорожного движения под девизом: «Водитель и пешеход, уважайте пешеходный переход!» на территории Минской области
С начала года на территории Минской области зарегистрировано 153 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, в которых 38 человек погибли и 126 получили ранения различной степени тяжести.
По-прежнему наезды на пешеходов остаются преобладающим видом дорожно-транспортных происшествий.
Пешеходы должны постоянно помнить о том, что даже на пешеходном переходе они обязаны переходить проезжую часть, убедившись, что этот выход для них безопасен.
С участием пешеходов за 9 месяцев текущего года на территории Борисовского района зарегистрировано 15 ДТП, в которых 1 человек погиб, 14 - получили травмы различной степени тяжести.
В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий с участием и по вине пешеходов постоянно проводятся профилактические мероприятия «Пешеход», «Пешеход – на переход!», «Стань заметней в темноте!» и ряд других.
Основной целью вышеуказанных мероприятий является снижение пешеходного травматизма, популяризация использования населением световозвращающих элементов, пропаганда безопасности дорожного движения, разъяснение законодательства и правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения.
В ходе этих мероприятий проводится обследование улично-дорожной сети, принимаются меры по совершенствованию организации дорожного движения, в т.ч. в местах концентрации ДТП с участием пешеходов производится установка дорожных ограждений с целью обеспечения безопасности дорожного движения; акцентируется внимание на необходимость предупреждения, выявления и пресечения нарушений, как со стороны пешеходов, так и водителей транспортных средств, допускающих нарушения правил проезда пешеходных переходов; особое внимание уделяется наличию световозвращающих элементов у пешеходов, разъяснению необходимости приобретения данных элементов с целью обеспечения личной безопасности при движении вблизи проезжей части в темное время суток.
Нередко эта категория участников создает аварийные ситуации, подвергая опасности водителей и пассажиров. Зачастую пешеходы сознательно нарушают Правила, переходя улицу в неустановленных местах, внезапно выходя на проезжую часть из-за предметов, ограничивающих обзор водителю, или перебегая дорогу на запрещающий сигнал светофора. Иногда они просто идут по кратчайшему пути до ближайшей остановки, лавируя между движущимися на скорости автомобилями, причем пешеходный переход может находиться рядом.
Многие пешеходы не хотят понимать, что водитель не в силах мгновенно остановить свой автомобиль, чтобы избежать наезда. В темное время суток пешеходы становятся наиболее уязвимыми. Водителям следует быть предельно сосредоточенными при проезде по слабо освещенным или неосвещенным участкам дорог вблизи населенных пунктов. Именно там наиболее высока вероятность появления на проезжей части пешеходов. Пешеходы, в свою очередь, не должны забывать о необходимости использования световозвращающих элементов.
29 августа 2019 года около 14.45 вблизи д. № 107 по ул. М. Горького в г. Борисове, 31-летний водитель, двигаясь на автомобиле Мицубиси по по ул. М. Горького со стороны ул. Гагарина в направлении ул. Чапаева, на нерегулируемом пешеходном переходе, по вышеуказанному адресу, совершил наезд на пешехода 1940 г.р., которая переходила по пешеходному переходу справа налево по ходу движения автомашины. В результате ДТП пешеход получил телесные повреждения и госпитализирована в городскую больницу.
Многие пешие участники, желая пересечь проезжую часть, отличаются ограниченным терпением, неосторожностью и отсутствием логики поведения. Отдельные недисциплинированные или склонные к риску пешеходы умышленно провоцируют конфликтные ситуации. Водитель должен быть готов к любым неожиданностям со стороны пешеходов – хождение по дорогам в состоянии алкогольного опьянения, переход проезжей части в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования дорожного движения. Поведение пьяного невозможно предугадать, поэтому водитель должен немедленно принять необходимые меры предосторожности: остановиться, объехать пьяного на таком расстоянии, чтобы тот не смог натолкнуться на автомобиль.
Особую опасность на проезжей части или вблизи нее создают пьяные пешеходы. Они ведут себя нелогично, неосторожно, а иногда и агрессивно. Поведение пьяного невозможно предугадать, поэтому водитель должен немедленно принять необходимые меры предосторожности: остановиться, объехать пьяного на таком расстоянии, чтобы тот не смог натолкнуться на автомобиль. Имеют место случаи, когда нетрезвые пешеходы выбирают для своего отдыха проезжую часть, такие аварии заканчиваются тяжелыми последствиями.
9 ноября около 00.40 г. Борисове, водитель, 1984 г.р., управляя автомобилем Фольксваген Пассат, двигаясь задним ходом, совершил наезд на лежащего на проезжей части пешехода, 1989 г.р. В результате ДТП пешеход получил травмы. Пешеход находился в состоянии сильного алкогольного опьянения.
И в эти же сутки в 17.50 в г. Столбцы, водитель, 1993 г.р., управляя автомобилем Фиат Брава, совершил наезд на пешехода, 1971 г.р., который внезапно выбежал на проезжую часть дороги вне пешеходного перехода. После чего автомобиль выехал на обочину, где совершил наезд на опору ЛЭП. В результате ДТП пешеход получил травмы. В данном происшествии пешеход также был нетрезв и не был обозначен световозвращающими элементами.
Наезды бывают в различных местах, каждое их которых имеет типичные признаки опасности. Так, в зоне остановки общественного транспорта признаком опасности является стоящий или подъезжающий к остановке общественный транспорт.
Другим опасным местом является пешеходный переход. Опасность может усугубляться ограниченным обзором, скоплением пешеходов, среди которых один окажется нетерпеливым. При приближении к пешеходному переходу нужно до минимума снизить скорость и, избегая выезда на него, при больших скоплениях людей дать им возможность покинуть проезжую часть.
В крупных городах проблемой остаются наезды на пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах. Несмотря на то, что при этом очевидна вина водителей, которые нарушают требования правил проезда нерегулируемых пешеходных переходов, здесь усматривается и личная беспечность пешеходов.
Имея преимущество, пешеход обязан быть предельно внимательным, осторожным, не отвлекаться при переходе проезжей части и своими действиями не создавать препятствия для движения транспортных средств. Есть еще одна важная обязанность у пешеходов, которая прописана в Правилах и должна неукоснительно соблюдаться: при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом. Водители будут только благодарны дисциплинированным пешеходам и принятым мерам безопасности с их стороны.
Что же касается обязанностей водителя – при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен снизить скорость, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам. Если перед пешеходным переходом остановилось, стоит или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам движения в попутном направлении, должны снизить скорость движения и при наличии пешеходов уступить им дорогу.
Для предупреждения таких ДТП регулярно проводятся профилактические акции «Пешеходный переход – для пешеходов». Несение службы сотрудниками ГАИ осуществляется совместно с членами добровольных дружин, других общественных формирований вблизи мест массового движения пешеходов – это остановки общественного транспорта, нерегулируемые пешеходные переходы, магазины, учебные заведения и т.д.
Каждый водитель должен представлять, как ведут себя на проезжей части различные пешеходы.
Например, дети являются самыми непредсказуемыми участниками дорожного движения, часто они пытаются перебежать дорогу. Они не осознают опасности, беззаботно выбегая на проезжую часть, иногда умышленно перебегают дорогу перед приближающимся автомобилем. А ведь самой страшной и самой трагической для нас, взрослых, является гибель или травмирование детей на дороге.
8 октября около 19.45 на 20 км автодороги Минск-Калачи-Мядель вблизи д. Вишневка Минского района, водитель, 1942 г.р., управляя автомобилем Опель, совершил наезд на несовершеннолетнего пешехода, 1999 г.р., который перебегал проезжую часть дороги. В результате ДТП мальчик с множественными ссадинами лица, ног и ушибом в области поясницы доставлен в больницу. Известно, что пешеходный переход находился вблизи от места ДТП, и к тому же пешеход не был обозначен световозвращающими элементами!
28 ноября около 17.50 в Минском районе, водитель, 1988 г.р., управляя автомобилем Мазда 6, совершил наезд на местную жительницу, которая перебегала проезжую часть дороги вблизи нерегулируемого пешеходного перехода. В результате ДТП пешеход 1998 г.р., с травмами доставлена в больницу. Пострадавшая не была обозначена световозвращающими элементами.
Водитель должен воспринимать появление ребенка даже у края тротуара как сигнал об опасности, объезжать его на возможно большем расстоянии и снижать скорость. Нужно проявлять повышенную бдительность при движении в зоне школ, детских площадок.
А родителям необходимо уделять повышенное внимание времяпрепровождению своих детей и не оставлять их без присмотра. Ежедневно напоминать о мерах безопасности и правилах поведения на улице, дороге, показывать и объяснять ребенку, как правильно переходить проезжую часть дороги, будь-то регулируемый или нерегулируемый пешеходный переход!
Что касается ответственности пешеходов согласно Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, она такова:
- в отношении пешехода, который в темное время суток движется по проезжей части, не обозначив себя фликером, применяются штрафные санкции в размере от 1 до 3 базовых величин или предупреждение. Если нарушение им Правил дорожного движения повлекло создание аварийной ситуации, то размер штрафа составляет от 3 до 8 базовых величин. На сумму от 3 до 5 базовых величин штрафуется пешеход, если он находится на дороге в состоянии алкогольного опьянения. В случае если нарушение Правил дорожного движения повлекло причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, виновный подвергается штрафу от 5 до 20 базовых величин.
Пешеход должен действовать на дороге предельно осмотрительно. Несмотря на то, что на пешеходном переходе он имеет преимущество перед транспортными средствами, каждый обязан убедиться в безопасности выхода на проезжую часть дороги.
Проблема «водитель–пешеход» уже давно превратилась в проблему общечеловеческих взаимоотношений. Водителям и пешеходам всегда следует помнить о строгом соблюдении Правил и взаимной вежливости на дороге – ведь в совокупности это является гарантией безопасности и должного порядка в сфере дорожного движения.
С целью профилактики пешеходного травматизма и предупреждения ДТП с участием пешеходов на пешеходных переходах 28 ноября 2019 года Госавтоинспекция, в том числе и Минской области проводит единый День безопасности дорожного движения под девизом: «Пешеход! Уважай пешеходный переход!».
Водители и пешеходы! Помните, что даже самый большой размер штрафа не соизмерим с человеческой жизнью. Берегите себя и своих близких, соблюдайте Правила дорожного движения и будьте взаимовежливы на дороге!
УГАИ УВД МИНОБЛИСПОЛКОМА